- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общее понятие проблемных кредитов.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000130 |
Тема: | Общее понятие проблемных кредитов. |
Содержание
«Совершенствование механизмов управления проблемными кредитами коммерческого банка». Введение Глава 1. Общее понятие проблемных кредитов 1.1. Понятие просроченной и проблемной ссудной задолженности 1.2 Классификация проблемных кредитов и основные причины их возникновения 1.3 Макро - микроэкономические факторы, влияющие на формирование просроченной задолженности Глава 2. Анализ современной практики урегулирования проблемных кредитов 2.1 Основные способы и направления урегулирования проблемной задолженности в российском банковском секторе 2.2 Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта реструктуризации просроченной задолженности 2.3 Прогнозирование вероятности дефолта по кредиту Глава 3. Меры повышения эффективности работы коммерческих банков с проблемными кредитами 3.1 Совершенствования подхода к организации работы по управлению проблемной задолженностью 3.2 Дополнительные инструменты оптимизации возврата проблемных кредитов Глава 4. Рекомендуемые схемы управления проблемными кредитами 4.1 Факторинг- схема управления просроченной задолженностью 4.2 Центр производства и дохода (ЦПД) -как одна из схем управления проблемной задолженностью 4.3 Экономическая Эффективность применения ЦПД. Заключение Актуальность темы исследования. Финансовый кризис 2015 года спровоцировал существенный рост доли проблемных кредитов в кредитных портфелях банка, что в свою очередь выявил проблемы управления проблемной ссудной задолженностью. Появилась необходимость в развитии теоретических основ и методических рекомендаций по работе с этой группой кредитов, учитывая степень проблемности этих активов. Пик прироста проблемной ссудной задолженности пришелся на первую половину 2015 года, когда в январе этого года доля признаваемой банками просроченной задолженности возросла в 3 раза. Существенное ухудшение качества кредитного портфеля привело к росту расхода банков по созданию резервов на возможные потери и снижению доходности банковской деятельности. По ряду причин данные официальной статистики Банка России дают неполную картину состояния (качества) российского рынка кредитования, более того, отсутствует официально публикуемая информация по проблемным кредитам, то есть кредитам, по возврату которых выявлены сложности и которые потенциально могут стать просроченными. В российских банках доля проблемных кредитов, по оценкам различных экспертов, достигает 10-40% от всех кредитных вложений. В связи со сказанным в повышении стабильности и надежности российской банковской системы важное место занимает процесс оптимизации возврата корпоративных кредитов как основной составляющей кредитных портфелей российских банков, что определило актуальность темы диссертационного исследования. Степень научной разработанности темы. Вопросы, касающиеся управления проблемными кредитами рассматриваются в трудах и экономической литературе, посвященных управлению кредитными рисками в банках. Однако, в экономической литературе вопрос управления банковской проблемной задолженностью рассмотрен недостаточно. В части терминологии в экономической литературе понятия просроченного и проблемного кредита однозначно и четко не определены, отсутствует детализированная систематизированная методология, описывающая шаги, предпринимаемые со стороны банка, заемщика и третьих лиц, направленные на повышение качества проблемной задолженности и последующий ее возврат. Актуальность проблемы, недостаточная разработанность теоретических и методологических аспектов управления проблемными кредитами предопределили выбор данной темы для исследования. Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствования механизмов управления проблемными кредитами в коммерческом банке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - выявить направления совершенствования научных подходов к управлению проблемными кредитами коммерческих банков; - разработать методику организации работы с проблемными кредитами в коммерческих банках; - обосновать модели эффективного возврата проблемных кредитов коммерческих банков; - сформулировать новую постановку задачи управления проблемными кредитами; Объектом исследования выступают взаимосвязи взаимозависимости, возникающие в процессе функционирования и взаимодействия кредитора, заемщика и третьих лиц в процессе возврата проблемной (просроченной) корпоративной задолженности. Предметом исследования теоретические и методологические вопросы управления проблемными кредитами заемщика и направления их совершенствование. Методологическая и теоретическая база. Исследование проводилось с использованием комплексного подхода, а также с применением общих методов научного познания: сравнения, анализа, синтеза, методов группировки, прогнозирования. В ходе написания диссертационной работы были изучены труды отечественных и зарубежных экономистов: Н.Г. Антонова, И.Т. Балабанова, Г.Н. Белоглазовой, В.И. Богатырева, В.И. Букато, Н.И. Валенцевой, O.E. Вороновской, Ю.В. Головина, Н.Е. Егоровой, О. Заславской, С.Н. Кабушкина, Ю.И. Коробова, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Ю.И. Львова, А.И. Олыпаного, М.А. Песселя, С.А. Потехина, Ю.Ю. Русанова, В.Т. Севрук, О.И. Сергеевой, A.M. Смулова, Е.Б. Ширинской, Дж. Бэссиса, Э.М. Морсмана. Научная новизна: (будет заполнено после написания диссертации) ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ 1.1. Понятие просроченной и проблемной ссудной задолженности Последние несколько лет российский кредитный рынок переживал бурный рост, кредитные отношения экономических агентов разных уровней (мезо-, микро-, нано-) стремительно развивались, проникая не только во все сферы деятельности юридических лиц, но также и в повседневную жизнь граждан (физических лиц) в форме кредитов на различные потребительские нужды, в том числе на приобретение автомобилей, ипотечные кредиты. Такое стремительное, но большей частью слабоуправляемое, методологически и методически необеспеченное развитие сектора банковского кредитования инициировало в результате возникновение целого ряда проблем как экономико-финансового, так и социально- психологического плана. Прежде всего это связано с изменением личностных предпочтений в сфере накопления и потребления. Последовательность процесса удовлетворения гражданами своих потребительских нужд за незначительный период времени у значительной части населения принципиально изменилась на прямо противоположное: от ментально- логической цепочки «накопление денег —> оплата товара/услуг —> приобретение товара/услуг» к последовательности «получение кредита —> приобретение товара/услуг —» оплата кредита и процентов по нему». Произошел глубокий качественный и количественный (относительно пропорций) сдвиг в поведении общества по отношению к деньгам: от сбережения (накопления) к заимствованию (кредитованию), В экономической литературе на текущий момент нет единой терминологии по исследуемому вопросу. В разных источниках используются различные термины: «просроченный кредит», «просроченная задолженность», «необслуживаемый кредит». В зарубежный источниках используется другая терминология: «bad debt», «defolt». При этом часто эти термины в литературах используются как взаимозаменяемые. Понятие просроченной ссудной задолженности, равно как и понятие проблемной ссудной задолженности, экономистами-исследователями специально не рассматривались, а использовались уже как априори известные термины. Определенным исключением является работа, в которой дано определение понятия просроченной задолженности по кредиту как «непогашенная в сроки, установленные кредитным договором, ссудная задолженность, включающая основной долг (денежные средства, фактически предоставленные заемщику в форме кредита), начисленные, но не уплаченные проценты, штрафы и пени». Согласно экономическому словарю «просроченная задолженность — это своевременно не произведенные платежи поставщикам, кредитным учреждениям, финансовым органам, работникам»1. В налогообложении «задолженность - недоимка, то есть сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок». В бухгалтерском учете выделяются дебиторская и кредиторская задолженности. Дебиторская задолженность - это сумма платежей, причитающаяся предприятию за отгруженные товары. А кредиторская задолженность, в свою очередь, по толкованию финансово-экономических словарей есть сумма платежей предприятия к оплате за отгруженные товары или выполненные услуги. В повседневной жизни по словарю Ожегова С.И.2 задолженность - это наличие долгов, невыполненных обязательств. А определение понятию «просрочить» дается следующее: пропустить установленный срок чего- нибудь, например, платежа. Наиболее часто в литературе используются термины «проблемная ссудная задолженность» и «проблемный кредит». По моему мнению данные термины весьма расхожи в своем значении и являются синонимами. Термин «проблемный» означает создающий проблемы, то есть вопрос, который требует для своего решения тщательное исследование. В соответствии со своей структурой кредита в его состав входят взаимоотношения кредитора, заемщика и ссуженная стоимость и отношения субъектов по поводу движения последней. Проблемная ссудная задолженность в свою очередь является выражением ссуженной задолженности. Следовательно, из всего выше написанного, под «проблемным кредитом» понимается признание факта наличия присутствия проблемы во взаимоотношениях между кредитором и заемщиком по поводу движения ссуженной задолженности. Проблемная ссудная задолженность в этом случае – это составная часть проблемного кредита, а именно ссуженная стоимость и процент по ней, возврат которой предположительно будет связан с потерями со стороны кредитора. В этом плане полагаю, что термины «проблемный кредит» и «проблемная ссудная задолженность» имеют равное право на использование. Однако, термин «проблемный кредит» по моему мнению, имеет более широкое понятие чем «проблемная ссудная задолженность», так как содержит в себе все элементы структуры кредитных отношений, а «проблемная ссудная задолженность» характеризует один из аспектов отношений, непосредственно связанных с движением ссуженной задолженности. В большинстве, в банковских энциклопедиях термин «проблемный кредит» трактуется, как кредит, по которому заемщик затрудняется выполнять свои обязательства или проще говоря кредит, для погашения которого в соответствии с условиями договора у заемщика нет финансовой возможности. В научных источниках проводятся следующие критерии проблемности: 1. У заемщика наблюдается негативная тенденция в области финансовой деятельности; 2. Кредит погашен несвоевременно и по нему наблюдается просроченная задолженность; Данный подход определяет рациональность действий субъектов экономики, но не учитывает возможности оппортунистического поведения со стороны заемщика. Другими словами, заемщик будет выполнять условия кредитного договора до тех пор, пока будут иметься на то объективные финансовые возможности. Но на практике ситуация может выглядеть несколько иначе. В ряде случаев, неисполнению обязательства по кредитному договору со стороны заемщика объясняется не отсутствием средств, а неправильным, нерациональным использованием имеющихся ресурсов со стороны заемщика или же попросту нежеланием возвращать ссуженную стоимость, что уже говорит о факте умышленного невозврата. Другим подходом к определению является перечень критериев, согласно которым ссуда должна быть определена в категорию «проблемных». Некоторые авторы предполагают, что «проблемным» считается тот кредит, после выдачи которого заемщик не выполняет в срок и в полном объеме свои обязательства или же стоимость по кредиту значительно снизилась. В данном определении выделены лишь две категории, по которым кредит считается «проблемным»: нарушение условия договора и снижение стоимости обеспечения. Однако такое представление о содержании понятия «проблемный кредит» является достаточно узким и не учитывает другие возможные случаи признания кредита проблемным. Так, при критическом ухудшении финансового положения заемщика наличие ликвидного обеспечения в определенной степени является страховкой для банка, однако даже при сохранении его стоимости (например, недвижимого имущества) заемщик, испытывающий серьезные финансовые трудности, но пока еще исполняющий свои обязанности по кредитному договору может быть отнесен по результатам кредитоспособности к категории проблемных. Возможен и другой вариант, когда кредит был обеспечен непрофильным активом, который в силу форс-мажорных обстоятельств был утрачен. Предприятие финансово стабильно, но предоставить другой залог не имеет возможности. Целесообразность отнесения такого кредита к категории проблемных вызывает сомнения. Таким образом, вышеприведенное определение оказывается слишком узким и не охватывает весь спектр случаев ухудшения качества кредита. Базельский комитет определяет сущность «проблемного кредита», как - «кредит, по которому имеются существенные нарушения сроков исполнения обязательств заемщика перед банком, существенное ухудшение финансового состояния должника, существенное ухудшение качества или утрата обеспечения». В данной трактовке, на ряду с неисполнением обязательств и снижения стоимости обеспечения появляется еще один фактор- ухудшение финансового состояния. Нам видится, что список критериев в данной трактовке можно дополнить еще одним пунктом, характеризирующим случай преднамеренного невозврата кредита (мошенничество). Речь идет о случаях, когда банком получена информация о мошенничестве со стороны заемщика, но по факту просрочки пока не зафиксировано. Это может быть информация о возбуждении против организации, ее руководства уголовных, административных дел а также информация из неофициальных источников. Согласно МВФ, «проблемный кредит» - это обязательство, полное погашение которого сомнительно, вследствие неадекватного финансового состояния должника или обеспечения по данному обязательству, а также наблюдается просрочка уплаты основного долга или процентов по нему более 90 дней. Однако и это определение имеет ограниченный и явно неполный перечень критериев отнесения кредита к категории проблемных и по моему (или автора как правильно?) мнению данной диссертации нуждается в доработке. В связи с этим предполагается на этом этапе взять определение МВФ за основу с тем, чтобы в дальнейшем сформулировать четкое определение термина «проблемный кредит». В нормативно-правовой базе получил широкое распространение еще один термин «дефолт», выражающий также сомнительность невозврата кредита. В российской нормативной базе Инструкция ЦБ РФ 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» данный термин определен, как существенное нарушение условий заключенного договора займа, подразумевающее неисполнение обязательств по выплате очередного процента по облигации в срок до 7 дней после даты платежа, указанного в договоре или отказа от исполнения обязательств по выплате основного долга по облигации в срок более 30 дней после предусмотренной договором даты платежа или отказа от исполнения указанного обязательства. Дефолт наступает тогда, когда должник не в состоянии полностью погасить обязательства перед банком без принятия специальных мер, например реализации обеспечения; должник был признан судом банкротом; должник просрочил свои обязательства более чем на 90 дней. В отличии от раскрытых ранее понятий, дефолт характирезует не категорию качества кредита, а скорее событие перехода актива в определенную категорию проблемности. В то же время допустимо употребить термин «дефолт» в качестве характеристики обязательства конкретного заемщика, например «обязательства компании в состоянии дефолта находились в период с июля 2012 года по январь 2013 г». Таким образом, термин «дефолт» объединяет в себе две компоненты : 1. Критерии отнесения кредита в эту категорию 2. Отрезок времени, в рамках которого установленные критерии в отношении кредита выполнялись Исходя из таких выводов возникает вопрос, чем ограничен период времени, при котором кредит считается проблемным и уместно ли разделять проблемный кредит с кредитом, находящимся в состоянии дефолта? Можно ответить на данный вопрос на основе разбора нескольких примеров. Ситуация №1. Кредит был отнесен к категории проблемных по определению МВФ по причине неуплаты основного долга более 90 дней. В соответствии с определением дефолта, этот же критерий является основанием для признания кредита дефолтом. По истечению некоторого времени заемщик погасил обязательства в полном объеме. Дальнейший финансовый прогноз стабильный. Соответственно можно говорить о завершении дефолта и об отмене статуса проблемности. Временные рамки применимости обоих терминов совпали. Ситуация №2. Заемщик допустил просрочку свыше 90 дней. По кредиту был признан дефолт и кредит отнесен к категории проблемных. В ходе работы с заемщиком было принято решение от реструктуризации долга. В рамках договора о реструктуризации часть основного долга была погашена, а по погашению остальной части была предоставлена отсрочка на 3 месяца. Заемщик активно сотрудничает с банком и прогноз финансовый перетек в стабильное русло. Правомерно признать завершение дефолта по кредиту. В тоже время, утверждать, что погашение данного кредита более не является сомнительным явно не верно. Заемщик должен оставаться под особым контролем со стороны банка и следовательно кредит до сих пор считается проблемным. Ситуация №3. В ходе переоценки обеспечения по кредиту заемщику выяснилось, что стоимость обеспечения снизилась более чем на 52%. Также наблюдаются негативные тенденции в финансовом состоянии предприятия. Такой кредит в соответствии с определением считается проблемным. В тоже время нет оснований для признания дефолта. (Здесь будет размещена схема наглядная по трем ситуациям) При помощи трех примеров удалось подтвердить то, что любой кредит в состоянии дефолта является проблемным, но не по любому проблемному кредиту в конкретный момент времени признан дефолт. Эта логика подтверждается и определением этих понятий, в соответствии с которым для признания кредита проблемным достаточно того, чтобы погашение его было сомнительно, а дефолт же признается по кредитному обязательствам того заемщика, в отношении которого существует уверенность, что не в состоянии выполнить свои обязательства. После сравнительного анализа можем сформулировать собственное определение понятия «проблемный кредит», основываясь на определении МВФ и расширяя его с учетом проведенного анализа других определений и сравнения с понятием дефолта. Итак, предлагается определить «проблемный кредит» как обязательство, полное и своевременное погашение которого сомнительно вследствие неудовлетворительного финансового состояния и недобросовестности должника, недостаточности обеспечения по данному обязательству, а также наблюдается просрочка уплаты основного долга и/или процентов по нему более 30 дней. Определение МВФ дополнен случаем недобросовестности заемщика. Кроме того, в отличии от определения МВФ, предлагается снизить число дней просрочки необходимых для отнесения кредита к категории проблемный с 90 до 30. Это обусловлено приведенным выше сопоставлением с границами применения термина «дефолт»: дефолт признается, если заемщик просрочил погашение платежей более, чем на 90 дней. В тоже время, как было установлено выше, дефолт выражает уверенность невозврата кредита в полном объеме, а проблемным кредит должен считаться уже в случае сомнений в полноте его возврата. Соответственно кредит должен признаваться проблемным в случае наличия просроченных платеже ранее, чем мо нему будет признан дефолт. 1.2 Классификация проблемных кредитов и основные причины их возникновения В связи с развитие в банках управления проблемными кредитами для современного управления требуется четкое формулирование факторов, под воздействием которых возникают проблемные кредиты. Исследования показывают, что причины возникновения проблемных кредитов весьма разнообразные. Многие авторы, например, учитывают факторы, которые напрямую зависимы от политико-экономической среды. Так, К.Тихонков подразделяет факторы на четыре группы: 1. Связанные с организацией и контролем за предоставленными ссудами; 2. Технологические факторы; 3. Социально-политические факторы; 4. Человеческие факторы. При данной классификации упускается ответственность самого заемщика перед банком. Например, среди клиентов физических лиц этим упущением может быть невысокий уровень экономической грамотности населения. Среди корпоративных клиентов фактором для возникновения проблемносности кредита могут служить ошибки планирования и тактического управления, совершаемые заемщиком уже после получения кредита. Наиболее точную причину возникновения проблемных кредитов в своей статье рассматривает Купчинова О. Данный автор выделяет 5 факторов, которые могут рассматриваться как тревожные сигналы перехода кредита в разряд проблемных: * Кредитная история клиента (данные о просрочке всеми банками отправляются в БКИ-бюро кредитных историй) * Производственная деятельность клиента (проблемы в отрасли, неэффективность производства, низкая диверсификация поставщиков и покупателей) * Организация кредитования (недостатки в экономическом обосновании кредитной заявки, недостаток обеспечения – низкий скорринговый балл) * Отклонение от установленных норм (отклонение результатов деятельности от бизнес-плана, непредставление отчетности, просьба о пролонгации). В отличие от К. Тихонкова, автор Купчинова О в своей статье рассматривает факторы, которые полностью возлагают возникновение проблемных кредитов на заемщика. Ознакомившись с работами и статьями других авторов, можно выделить наиболее весомые факторы, влияющие на возникновение проблемных кредитов. Банк Заемщик Внешняя среда экономико-аналитические макро-уровень Неверное распределение активов, недостаток ликвидности (неверная кредитная политика банка) Неверный анализ/расчет стоимости проектов (цель кредитования) Ухудшение политической среды Неверный расчет/анализ рисков (концентрация рисков) в кредитном портфеле Ухудшение экономических условий Неверный расчет/анализ кредитуемых проектов (объемов финансирования, сроков окупаемости и ДР.) Снижение стоимости активов, переданных в залог Ухудшение состояния отрасли Некачественный/недостаточный мониторинг кредитного портфеля Ухудшение показателей финансово-производственной деятельности Ухудшение социально- демографической ситуации Ошибочное прогнозирование возможных кредитных рисков (отсутствие прогнозирования) Недооценка возможностей/состояния кредита/заемщика, вследствие чего возникает проблемный кредит, которого можно было избежать (к примеру, путем дополнительного кредитования в виде «точечного кредита»3) Ухудшение ликвидности заемщика (нарушение потоков cash-flow) Изменения в законодательстве, ухудшающие условия деятельности заемщика/банка Неверно подобранные условия по кредиту для заемщика Низкие показатели рентабельности Удорожание кредитных продуктов. Высокая процентная ставка. административно-организационные мезо-уровень Некорректная организация кредитной работы в банке Непрофессиональный/ошибочный менеджмент Поведение других банков (агрессивная политика, вследствие чего происходит рост конкуренции, возможный отток заемщиков от банка- кредитора к другим банкам) Заемщик, распределенный в пространстве (в разных регионах/городах страны) Невыполнение обязательств партнерами заемщика психологические (человеческий фактор) Отсутствие доброй воли пойти «на встречу» заемщику в целях разрешения проблемного долга Отсутствие доброй воли возвратить долг Отсутствие доброй воли кого-либо из третьих лиц положительным образом повлиять на разрешение кризисной ситуации с проблемной задолженностью заемщика Халатность кредитных сотрудников Желание получить кредит на любых условиях Недобросовестность, мошенничество банковских сотрудников (к примеру, злоупотребления при выдаче кредита) Злой умысел, мошенничество в целях получения прибыли Нецелевые кредиты «Навязанный» заемщику кредит «Навязанный» кредитором кредит По мнению автора диссертации все выделяемые категории необходимо разделить на два блока: 1. Кредиты в стадии раннего предупреждения проблемности 2. Кредиты с выраженными признаками проблемности. Итак, в первый блок – кредиты в стадии раннего предупреждения войдут две категории: кредиты, подлежащие дополнительному контролю и кредиты в предпроблемной стадии. Кредиты, на стадии раннего предупреждения имеют следующие признаки: а) качество обслуживание долга не хуже среднего, либо срок платежа еще не наступил, б) оценка финансового состояния заёмщика еще позволяет отнести кредит к III категории (а может быть и высшей) качества для целей формирования резервов на возможные потери, но в то же время в) банк обладает информацией, свидетельствующей о возможных проблемах с данным клиентом в будущем. В группу кредитов, подлежащих дополнительному контролю, будут отнесены кредиты, по которым при отсутствии объективно подтвержденных негативных тенденций имеются сигналы, дающие повод для опасения. Такими сигналами могут быть негативная информация в СМИ о компании, подача иска против компании-заёмщика, его собственников, топ-менеджмента, расследования, возбуждение административных/уголовных дел против руководства компании. Для выявления такого рода сигналов в банке должна быть развита система отслеживания внешних источников информации о факторах возникновения проблемности кредита, такие как: ежедневный контроль прессы (макроэкономические и отраслевые факторы); информации судов и правоохранительных органов (человеческий фактор, макроэкономические факторы в части хозяйственных споров); регулярный анализ состояния и динамики кредитуемых отраслей ( макроэкономические факторы). Полученная информация немедленно должна быть донесена до сотрудников отдела мониторинга. Однако, получив тревожный сигнал по кредиту первой категории, не стоит сразу принимать меры. Необходимо всесторонне и тщательно проанализировать тревожный сигнал, и на основе результата принимать решение. В категорию кредитов предпроблемной стадии попадут кредиты, обслуживание по которым имеет отрицательный прогноз. Основными сигналами при этом служит: А) особенности обслуживания долга и оборотов по счету, например, исполнение текущих обязательств перед банком с задержкой в 1-3 дня на регулярной основе; снижение оборотов и остатка по счету; средства на счет клиента для оплаты кредита поступают в последний момент (если клиент использует ссудный счет для хозяйственных расходов). Возникновение таких сигналов является одним из наиболее очевидных индикаторов возникающих проблем, поэтому кредиты, выданные на расчетный счет в кредитующем банке, являются более прозрачными с точки зрения мониторинга. Б) невыполнение или отклонение от бизнес-плана, отрицательный прогноз деятельности. Г) Глубокие кризисные явления в отрасли деятельности заёмщика. Если отрасль испытывает кризис по каким-либо причинам ( технологическим, сбыта, поставок, санкций, законодательства), следует ожидать, что данные проблемы скажутся и на заёмщике. Второй блок категорий проблемности – проблемные кредиты. Сюда войдут кредиты, текущее финансовое положение которых оценивается, как плохое. Принципиальным отличием этого блока от первого является то, что у банка есть наличие объективных оснований для предъявления претензий заёмщику, что позволяет использовать методы юридического воздействия на заёмщика. В рамках данного блока существует различные виды классификации. Согласно Положению ЦБ РФ №254 это будут кредиты 4 и 5 категории качества, то есть, проблемные (с обесценением от 51% до 100%) и безнадежные (с обесценением в 100%). Указанная классификация необходима для резервов на возможные потери. При этом к 4 категории качества относятся кредиты, имеющие выраженные проблемы, но с различными причинами проблем и различными прогнозами возврата. К 5 категории относятся кредиты, возврат по которым практически невозможен. Итак, с точки зрения автора диссертации первой категории будет кредит активного заёмщика. Данная стадия характеризуется ухудшением финансового состояния заёмщика, при этом клиент частично погашает долг. Это говорит о добропорядочности клиента. В этом случае вероятнее всего, клиент пойдет на компромисс с банком и есть возможность достичь положительного прогноза по возврату, вплоть до полного возврата задолженности. В категорию необслуживаемых кредитов отнесем кредиты с неудовлетворительны качеством обслуживания долга ( суммарная просрочка за последние 180 дней составляет 30 дней) и не происходит частичных погашений. При этом банку необходимо установить причины возникновения в портфеле необслуживаемого долга и разделить такие долги на подкатегории. Соответствующими подкатегориями будут: А) Мошенничество/умышленный невозврат Б) Изменение приоритетов заемщика В) Угроза банкротства. Отнесение кредита в категорию «необслуживаемого» безусловно допускает наличие как положительного так и отрицательного прогноза. Из этого следует, что объединять категорию «проблемный кредит» и «безнадежный долг» не совсем верно. Таким образом, последней пятой категорией в нашей системе станут безнадежные кредиты, возврат по которым невозможен. 1.3 Макро - микроэкономические факторы, влияющие на формирование просроченной задолженности На рост просроченной задолженности банка, а также на стабильность и эффективную деятельность оказывают макро и микроэкономические факторы, включая и экономики таких мировых гигантов, как Китай и США. Банковская система России находится в непрерывном развитии, и взаимодействуют с внешней средой. В настоящее время стабильность банковской системы, и соответственно деятельность коммерческих банков является важным фактором для инвестиционной привлекательности экономики России. На стабильность банковской системы существенно влияет способность системы эффективно функционировать на внешнем и внутреннем рынке. Стабильность системы деятельности коммерческих банков можно охарактеризовать как со стороны макроуровня, так и со стороны микроуровня. - макроуровень- это способность системы поддерживать устойчивое равновесие для определенных функций и операций, при этом сохраняя свою целостность и поддерживая полную безопасность (в т.ч экономическую) отдельных ее элементов, что позволяет всей системе вернуться к стабильной работе после внешних кризисных явлений. - микроуровень (уровень коммерческого банка)- это уровень долгосрочной безопасности банка, включающий в себя качественные и количественные характеристики, включая основные показатели эффективности деятельности, повышая его привлекательность для клиентов. Национальная система коммерческих банков находится в непрерывном взаимодействии с внешней средой. На стабильность и развитие банковской системы также огромную роль, помимо внешней среды играет внутренняя среда. Рассмотрим факторы, о которых писалось выше. Среди макроэкономических факторов, влияющих на уровень просроченной задолженности по кредитам можно выделить следующие: * Скачкообразные изменения уровня инфляции и валютных курсов; * Отсутствие действенного законодательства, защищающие как интересы банков, так и интересы некоммерческих организаций; * Стагнация производства в кризисные периоды; * Антироссийские санкции. К микроэкономическим факторам, влияющим, на образование просроченной задолженности относятся следующие факторы: * Отсутствие у предприятий и организаций собственных источников капиталовложений и оборотных средств; * Низкая квалификация управленческого персонала; * Потеря квалифицированных специалистов из-за низкой, либо не выплачиваемой заработной платы. По данным экспертных оценок, на увеличение просроченной задолженности оказывают огромное влияние, отказывает уровень инфляции. Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. В России большинство предприятий являются неподготовленными к анализу воздействия инфляции на свое финансовое положение, необходимости учета этого воздействия в своей повседневной хозяйственной практике. Инфляция обесценивает все доходы и поступления предприятия. Малейшая отсрочка платежей ведет к тому, что предприятие получает лишь часть причитающегося дохода. Инфляция ведет к неоправданному росту потребности предприятия в оборотных средствах, потому что затраты предприятия на сырье и материалы, заработную плату, амортизацию и прочие элементы, учитываемые в себестоимости продукции по ценам предыдущего периода, не возмещает суммы реальных расходов предприятия в текущем периоде. Инфляция искажает реальную стоимость капитала предприятия, его активов и обязательств. На финансовые результаты значительное влияние оказывает инфляция, особенно если она более 3 - 5% в год. Зачастую предприятиям в период инфляционного бума и кризиса, чтобы отвечать за свои кредитные обязательства и обязательства перед своими сотрудниками приходится один кредит перекрывать другим. В такой период банки повышают процентные ставки по кредитам и предприятия вынуждены брать кредиты под большие проценты. Следовательно, зачастую банки не в состоянии оплачивать кредиты, образуя просроченные задолженности в банках. Инфляция оказывает негативное влияние и на благосостояние населения. С ухудшением макроэкономической ситуацией в стране существенно увеличилась просроченная задолженность в коммерческих банках. Замедление роста кредитования привело к скоплению просроченной задолженности в коммерческих банках. Во первых это связано с резким сокращением объема кредитования со стороны банков. Во вторых, большое влияние на уровень просроченной задолженности оказывает уровень безработицы, падение реальных доходов населения и предприятий. Изменение просроченной задолженности среди физических и юридических лиц проанализировал финансово-экономический журнал «Финансовый директор» во главе с финансовым менеджером Игорем Стручковым. Автором были собраны все данные динамики изменения просроченной задолженности и проведен сравнительный анализ периодов 2008-2010 гг и 2014 -2015гг. Как видно из графиков просроченной задолженности среди корпоративных клиентов банкам удается сдержать рост задолженности на уровне 2008-2010 гг. Проанализировав аналитические данные с сайта ЦБ о доле просроченной задолженности в банках можно сказать, что крупные банки в период кризиса также столкнулись с увеличением просроченной задолженности в своих активах. Августовская динамика просроченной задолженнос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: